![]() |
|
Рекомендации
по выполнению типичных домашних заданий
учащимися начальнЫХ КЛАССОВ
I. Письмо (русский язык)
Как подготовить домашнее задание по русскому языку
- Выполнение домашнего задания начинайте с работы над ошибками (последовательность работы с орфограммами см. ниже).
- Повторите правила, которые забыли.
- Выучите или повторите заданное правило.
- Придумайте свои примеры на это правило.
- Прочитайте задание для упражнения.
- Прочитайте все упражнение. Устно выполните задания к нему.
- Выполните упражнение письменно.
- Проверьте всю работу.
Как научиться списывать текст
- Прочитайте весь текст как говорите.
- Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Найдите орфограммы в списываемом предложении.
- Прочитайте предложение так, как оно написано (как будете себе диктовать во время письма).
- Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.
- Пишите, диктуя себе, так, как проговаривали последние два раза.
- Проверьте написанное:
- читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;
- подчеркните (выделите) орфограммы в написанном;
• сверьте каждую орфограмму с исходным текстом.
- Продолжайте работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.
- Прочитайте по тетради весь текст выразительно.
Как проверять письменные работы
- Проверьте смысл написанного вами предложения:
- прочитайте предложение вслух;
- проверьте, подходят ли слова друг к другу;
- определите, нет ли пропуска слов в предложении;
- ответьте на вопрос «О чем говорится в предложении, бывает ли так?»
- Проверьте написание предложения:
- прочитайте предложение, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска или замены букв);
- прочитайте предложение, начиная с последнего слова и проверяя при этом орфограммы.
- Внимательно прочитайте записанное предложение от начала до конца еще раз.
Как выполнять работу над ошибками по русскому языку. Последовательность работы над орфограммами.
- С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.
- Подчеркните (выделите) орфограмму.
- Определите, в какой части слова или части речи допущена ошибка.
- Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.
- Выполните указания правила. Графически обозначьте орфограмму.
- Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.
- Приведите 1-2 примера на это правило.
Как исправить ошибку
Характер орфограммы (правило) | Как исправить ошибку | Пример |
1 Заглавная буква в начале предложения! Предложение — это группа слов, которые выражают законченную мысль. | 1. Запишите предложение правильно.2. Подчеркните заглавную букву | Мальчики гуляли во дворе. |
Заглавная буква в именах собственныхИмена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц,площадей и др. пишутся с заглавной буквы. | 1. Напишите слово правильно.2. Выделите заглавную букву.3. Объясните написание по образцу | Иван — имя Петрович — отчествоУкраина — географическоеназвание
пес Филька — кличка |
Перенос слое1 Переносите слова по слогам.2. Нельзя оставлять или переносить одну букву.
(Я-зык — переносить нельзя!) 3. Нельзя отрывать буквы Й, Ь, Ъ от предыдущих букв (конь-ки, лей-ка, подъ-езд). 4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский). 5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при-крыть, про-спать, но не прик-рыть, прос-пать) |
1. Напишите слово правильно, разделите его на слоги.2. Подчеркните, выделите гласные буквы.3. Напишите все случаи переноса данного слова. | про-пус-тилпро-пустилпропус-тил
|
Если пропустили (кроме непроизносимых согласных), не-дописали, переставили букву в слове | 1. Напишите слово правильно.2. Разделите на слоги.3. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили. | пло-щад-ка |
IГласные после шипящих.I Запомните:| жи-ши — пишите с И
I ча-ща — пишите с А | чу-щу — пишите с У |
1. Напишите слово правильно.2. Выделите цветом сочетание или подчеркните. | машинаширокийчаща
щука чугун |
IСочетания чк-чн, нч-нщЗапомните:чк-чн, нч-нщ — пишите без Ь | 1. Напишите слово правильно.2. Выделите цветом сочетание илиподчеркните. | банщикдиванчикодуванчик |
Проверяемые безударные гласные в корне слова.Безударные гласные А, Я, И, О, Ё можно проверять только в корне. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы наданную гласную падало ударение. | 1. Подберите и запишите проверочноеслово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную.2. Напишите правильно слово с безударными гласными, поставьте знак ударения, выделите корень и безударную гласную в корне. | мост-мостыкорм-кормушка |
Проверяемые согласные в корне слова.Парные звонкие и глухие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово илиподобрать однокоренное так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р) | 1. Подберите и запишите проверочноеслово, выделите корень и подчеркнитебукву после проверяемой согласной.
2. Напишите правильно слово с проверяемой согласной. 3. Выделите корень и проверяемую согласную в корне. |
морозы, морозный — морозглаза, глаз-ной — глазки
резок — резкий
|
Непроизносимые согласные В, Д, Л, Т в корне слова.Измените слово или подберите однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал. | 1. Подберите и запишите проверочное слово.2. Выделите корень и подчеркнитегласную после непроверяемой согласной.
3. Напишите правильно слово с непроверяемой согласной. 4. Выделите корень и непроверяемую согласную в корне. |
звезда, звездочка—звездный |
Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова)Непроверяемые гласные и согласные в корне слова запоминаем. | 1. Напишите слово правильно.2. Выделите цветом или подчеркнитеорфограмму.
3. Подберите два однокоренных слова (или два слова с подобной орфограммой) |
морозморозныйморозец
(город, топор)
|
Двойные согласные в слове.Две одинаковые согласные пишутся:а) в корне слова (их нужно запомнить);
б) если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той же согласной; в) если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же согласной; г) в суффиксе (двойные согласные запоминаем)
|
а) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и двойные согласные в корне).б) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите приставку и корень, подчеркните двойные согласные).в) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите корень и суффикс, подчеркните двойные согласные).
г) Запишите правильно слово. Объясните графически (выделите суффикс и двойные согласные в суффиксе) |
а) группа, ваннаб) рассказ, оттолкнуть,в) ранняя, осенний; г) клюквенный
|
Мягкий знак — показатель мягкости согласныхПишется после согласных:а) в конце слова;
б) в середине слова между согласными. |
1. Напишите слово правильно.2. Выделите Ь.3. Обозначьте стрелкой или подчерк-
ните согласный, мягкость которого на письме показывает Ь |
а) конь, морковь, девять;б) коньки,мальчик, пальцы, листья
|
Разделительный мягкий знак.Пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. |
|
вьюгалистьяплатье
|
Разделительный твердый знак.Пишется после приставок, которые заканчиваются на согласную, перед гласными в корне Е, Ё, Ю, Я. Исключения: объект, субъект, адъютант. |
|
съезд объявление |
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.На конце имен существительных женского рода в именительном падеже после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется | 1. Определите род имени существительного.2. Напишите слово правильно.3. Объясните графически.
|
Дочь —ж. р.Луч — м.р. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч.На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь. |
|
Пишешь – гл., н.вр., ед.ч., 2-е л. |
Раздельное написание предлогов с другими словамиПредлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог — это часть речи. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос. |
|
Сосна росла у берега. У(какого?)берега – у крутого берега |
Гласные и согласные в приставкахПравописание приставок запоминаем. Гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково. Исключения составляют приставки с чередованием з-с: раз-(рас-), из- (ис-), без- (бес-), воз- (вос-), вз- (вс-) |
|
залетелзаехалзабежал |
Правописание суффиксовПравописание суффиксов запоминаем |
|
беленький |
НЕ с глаголамиНЕ с глаголами пишется раздельно |
|
не пришелне увиделне услышал |
Безударные падежные окончания имен существительныхАлгоритм написания падежных окончаний имен существительных:
1-е склонение — доска, земля, сестра 2-е склонение — стол, конь, окно. 3-е склонение — степь.
|
Шел (по чему? Где?) по дорог… — сущ., ед.ч., ж.р., 1-е скл., в Д.п., по земле, окон. – е
По дороге |
|
Безударные окончания имен прилагательных Алгоритм написания окончаний имен прилагательных:
Имя прилагательное согласовано с именем существительным. Следовательно, стоит в том же роде, числе и падеже. |
|
по льду (какому?) крепкому – м.р., в ед.ч., в Д.п. – омуСиреневым кустом, кустом – сущ., м.р., ед.ч., Т.п., -ым, -им (каким?) сиреневым |
Безударные личные окончания глаголовАлгоритм написания личных окончаний глаголов:
Если ДА — глагол II спряжения -И, -ат, -ят. Если НЕТ — глагол I спряжения -Е, ут, -ют |
|
весна наступает – наступать, I спр. – етмальчик гонит – гнать, II спр., искл. -ит
папа бреется – бриться, Iспр., искл. -ет |
II. Чтение
Как выучить стихотворение
- Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.
- Прочитайте стихотворение вслух. Объясните значение трудных слов.
- Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайтесь прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарайтесь его запомнить.
- Запоминайте текст стихотворения по строчкам. Читайте строчку и повторяйте ее, не заглядывая в текст.
- Если стихотворение разбито на четверостишия, то после заучивания каждой из четырех строк по отдельности попытайтесь повторить четверостишие.
- Если стихотворение не разбито на четверостишия или другие составляющие, то попытайтесь самостоятельно разделить его на части и выучить по частям.
- После того как стихотворение выучено по строчкам и четверостишиям (по частям), повторите стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. Выполните такое повторение несколько раз, до тех пор, пока не убедитесь, что хорошо запомнили стихотворение.
- После окончания домашней работы еще 2-3 раза повторите стихотворение, не заглядывая в текст.
- Повторите стихотворение перед сном.
- Утром следующего дня еще раз прочитайте стихотворение, потом выразительно расскажите его наизусть.
Как подготовить пересказ текста
- Внимательно, не торопясь, прочитайте текст вслух.
- Обратите внимание на непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.
- Разделите текст на логически законченные части.
- Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план пересказа.
- Подумайте над видом пересказа. Пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с заменой лиц.
- Рассказывайте, придерживаясь плана.
- При необходимости прочитайте и перескажите текст еще раз.
- Утром следующего дня еще раз прочитайте текст, а затем перескажите его.
Как подготовить домашнее задание по чтению
- Откройте книгу на нужной странице.
- Вспомните, что узнали на уроке.
- Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. Походу чтения ставьте знаки ударения над словами.
- Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.
- Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.
- Разделите рассказ на части, озаглавив их.
- Перескажите текст по плану.
- Ответьте на вопросы и выполните задания после текста.
- Прочитайте текст еще раз выразительно.
Упражнения на отработку скорости и правильности чтения
Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя специальные упражнения. Вот некоторые из них:
- Ежедневное чтение про себя.
- Ежедневное домашнее чтение вслух, фиксирование результатов в читательском дневнике.
- Еженедельный замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.
№п\п | автор книги | название книги | дата замера | скорость чтения (кол-во слов в минуту) |
4. Чтение с карандашом в руках:
- деление на слоги;
- постановка знаков ударения;
- подчеркивание непонятных слов и выражений.
- Режим щадящего чтения (мало текста при большом рисунке).
- Обязательное чтение перед сном.
- Чтение до первой ошибки с замером количества слов.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Многократное чтение в паре или индивидуально.
- Выразительное чтение знакомой части текста с переходом на незнакомую часть.
- Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа «важна не длительность, а частота».
III. Окружающий мир
Как подготовить домашнее задание
1. Вспомните, не открывая учебник, о чем узнали на прошлом уроке:
• о чем рассказал учитель;
- какие ставили опыты;
- какие проводили наблюдения;
- какие рассматривали картины, таблицы или карты.
- Прочитайте в учебнике вопросы перед параграфом, ответьте на них.
- Прочитайте текст заданного параграфа учебника.
- Подготовьтесь отвечать по теме урока:
- продумайте (составьте) план ответа;
- расскажите материал по этому плану;
- постарайтесь не просто пересказать текст учебника, но и привести примеры наблюдений, опытов, примеры из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделайте выводы.
- Откройте учебник. С помощью рисунков, текста и выводов учебника проверьте, как вы усвоили материал.
- Выполните задания учебника в конце параграфа.
IV. Математика
На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ребенок понимал смысл выполняемых действий, то есть зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых задачах, так как задача — это жизненная ситуация, требующая решения.
Работа над задачей
- Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.
- Докажите, что это задача (выделите условие и вопрос).
- Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.
- Запишите задачу кратко или выполните чертеж.
- Если задача составная (то есть сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать в первую очередь, а что — потом.
- Составьте план решения задачи и решите ее в соответствии с планом.
- Запишите и прочитайте решение задачи. Проверьте его.
- Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.